Продолжаем в честь дня рождения ЕАИ серию избранных публикаций из Юбилейного сборника к 30 летию Евразийского астрологического института и 45 летию АША П.П.Глобы.

Авестийская астрология, путь сквозь века.

«Авестийская школа астрологии» (АША) – термин, введенный в научный и общественный оборот П.П.Глобой в 1980-е гг., отражающий систему астрологических знаний, воссозданную им на основе методик дошедших до нашего времени обрывочных сведений древних и средневековых астрологов Востока и их западных интерпретаций нового и новейшего времени.
Методики Джамаспа, Абумазара, Омара Хаяма, Бируни, Улугбека, Ходжи Насреддина и многих других, адаптированные к современности, благодаря многолетним кропотливым трудам Павла Павловича получили вторую жизнь.

Легендарные истоки Авестийской астрологии восходят к самому пророку Заратуштре и текстам священной книги человечества — Авесты, где целый раздел — шестой наск — «Надар» был посвящен науке о звездах. Заратуштре принадлежит и самая главная часть АША – этическая составляющая. Прежде всего, это вопросы свободы выбора, преодоления кармической петли предопределенности путем эволюционного саморазвития на основе триединого пути благих мыслей, благих слов и благих дел. Именно этическая компонента, основанная на духовных принципах Заратуштры, станет отличительной чертой авестийских астрологов на протяжении веков.
Так же считается, что значительный вклад в развитие науки о звездах принадлежит ученику и зятю пророка Заратуштры астрологу Джамаспе. От тех времен нам осталась система солнечных домов.

Существенный вклад в становление системы знаний АША внесли астрологи эпохи Ахеменидов. Причем это были не только персидские маги – зороастрийские жрецы, но и носители знаний науки о звездах со всех уголков великой империи – греки из античных полисов Анатолии, египетские жрецы, халдеи, вавилонские наследники древнего Шумера, индийские хранители ведической традиции. Империя шахиншахов, став общим домом для всех, стала и площадкой, на которой в интересах государства, происходил синтез научных знаний ее народов. Уже в то время стали разрабатываться не только прогностические методы сельскохозяйственной и мунданной астрологии, но и гороскоп личности, прежде всего, конечно, личности правителя. Традиции ахеменидского синтеза знаний были продолжены в сасанидском Иране в Академии Джундишахпура.

И даже после арабских завоеваний и последовавших за ними гонений на зороастрийцев, авестийская астрология как наука сохранилась и получила свое развитие и в средневековье при дворах арабо-персидских халифов.
Так уже халифом Ан-Мансуром (754-775), персом по линии матери (дочери персидского шаха), был создан, в подражание покоренной мусульманами Сасанидской державе, крупный научный центр — «Дом Мудрости». Именно там, при Ан-Мансуре и его преемниках Харун ар -Рашиде (786 – 809), Аль-Мамуне (813-833) и последующих правителях, трудились выдающиеся ученые греческого, сирийского, еврейского, персидского, арабского, индийского происхождения. Каждый вносил свой вклад.
Но среди сотен выдающихся астрологов Халифата, нам безусловно интереснее астрологи иранского происхождения, как хранители традиций Авестийской астрологии.

Так Навбахт Персиянин был первым среди равных в Доме Мудрости и именно он выбрал время основания новой столицы исламского мира — Багдада — 31 июля 762 года в 2 часа дня, когда восходил Стрелец, что принесло славу и процветание Халифату. Навбахт («новое счастье» иранск.) прославился успехами в натальной, солярной, хорарной, элективной и мунданной астрологии, и даже основал целую династию астрологов. Его дети, внуки и правнуки также были придворными астрологами. Самый известным стал сын Абу Саль аль-Фадль — библиотекарь халифа Харун- ар -Рашида.

Персом был и придворный врач халифа Харун ар-Рашида «отец химии», астролог и крупнейший алхимик Средневековья Ибн Хайян Ас-Суфи Абу `Абдаллах Джабир ибн Хаййан ал-Азди (Geber) (ок. 721, Тус, Иран — 803, Куфа, Ирак). Автор более 2000 работ. Среди его книг, непосредственно связанных с наукой о звёздах, следует отметить «Изящный зидж», комментарии к «Альмагесту» Птолемея, «О построении астролябии», «Книгу о положениях светил, о числе [их] градусов и об их названиях», «Книгу перехода от того, что имеется в потенции, к действительности», «112 книг», «70 книг», «10 книг ректификации» и «Книга весов».
Перс Абу Бакр ал-Хасан ибн ал-Хасиб оставил след в натальной астрологии и обращениях планет (переведены позже на латынь итальянскими астрологами).

Отдельно стоит отметить выходца из древней «земли Хварны» – Хорезма, потомка зороастрийских жрецов, — Аль Хорезми Абу Абдуллах (Абу Джафар) Мухаммад ибн Муса аль-Маджуси (783, Хива – 850, Багдад), главу багдадского Дома Мудрости (с 813 г.) при халифе аль-Мамуне, известного астролога и историка и математика — основателя алгебры (830) и «изобретателя ноля» (а значит и основы всего современного программирования!). В 827 г. Аль Хорезми измерил окружность Земли. И до XVI в. это были самые точные измерения. Уточнял и сопоставлял календари разных народов Востока и Запада, положения планет («Зидж ал-Хорезми»), изучал влияние затмений. Слово «алгоритм» произошло от первых букв латинского издания его книги — «Dixit Algorizmi» — «и сказал ал-Хорезми».

Безусловным хранителем традиций АША является перс Абу-Машар (Альбумазар) (10.08.787 (на восходе Солнца г. Балх) — 9 марта 886 г. Васит) – на основе Авестийской астрологической традиции традиции и синтеза знаний Греции, Египта и Индии, он написал 50 книг («Большое введение в астрологию», «Цветы астрологии», «О великих соединениях, о круговороте лет и о движении», «Книга зиджа тысяч» и др.) по натальной астрологии, прогнозу (ингресии, транзиты), гороскопу Новруза, элективу, лунной астрологии, циклам и суперциклам взаимодействия Юпитера и Сатурна, исследованию жребиев, фирдаров и пределов орбиса аспектов. Также он знаменит тем, что точно предсказал дату гибели Багдадского халифата (1258 г.).

Следующим столпом Авестийской астрологической традиции в средние века, безусловно стоит упомянуть персидского учёного-энциклопедиста, зерванита, одного из величайших врачей и алхимиков средневековья «Парацельса и Гиппократа Востока» — Ар-Рази Абу Бакр Мухаммад ибн Закария (в Европе известного как Разес (Rhazes) и Abubater) (27.8. 865 – 15.10. 925 (ст.ст.)), основателя ятрохимии, фармацевта. Родился, учился и умер в Рее (близ Тегерана), работал в Багдаде. Ар-Рази оставил 184 труда по философии, этике, теологии, логике, медицине, астрологии, математике, физике и алхимии (61 из них были переведены на латынь в Европе в X-XIII вв.). В основе взглядов Ар-Рази, лежит учение о пяти вечных началах: «творце», «душе», «материи», «времени», «пространстве»; абсолютное пространство, абсолютное время и множественность миров. В этике Ар-Рази выступал против аскетизма, призывал к активной общественной жизни. Для научных исследований ар-Рази характерны свобода от догматизма, использование эксперимента, стремление к практической пользе. Развивая астрологическую медицину, написал «Всеобъемлющую книгу по медицине» («Аль хави») и десятитомную медицинскую энциклопедию.

Справедливости ради стоит признать, что не только иранцы по происхождению, но и тюрки — выходцы из Хорезма (древней земли Хварны — Хвар-зэм), Согда и близлежащих территорий Средней Азии , где принципы Заратуштры также стали культурной основой жизни , внесли вклад в развитие Авестийской астрологии.

Первым из них следует упомянуть «Второго учителя» (после Аристотеля), математика, астролога, философа, теоретика музыки Аль-Фараби́ Абу́ Наср Муха́ммед ибн Муха́ммеда (870, Отрар (Казахстан) — 14 декабря 950, Дамаск, (Сирия)). Он странствовал и учился в Средней Азии, Иране, Египте, Сирии, Багдаде. В 941 году перебрался в Дамаск, где провёл оставшуюся часть жизни, занимаясь научной работой. Был астрологом у правителя Алеппо Сайф ад Даула Али Хамадани (943—967). Аль-Фараби составил комментарии к сочинениям Птолемея. Написал «Трактат о астрологии» в 3 томах (рукопись хранится в Институте Востоковедения в Ташкенте). На основе принципов свободы выбора Заратуштры, в разделе «О достоверном и недостоверном в приговорах звезд», Аль-Фараби подверг критике фатализм и предопределение, призывал к научному статистическому подходу, наблюдениям и математическим методам анализа в прогнозе.
(Сегодня имя Аль-Фараби носит старейший университет Казахстана в Алматы).

Научные идеи Аль-Фараби и развитие традиций Авестийской астрологии мы можем наблюдать в трудах его последователей — Аль-Бируни, Ибн Сины, Омара Хайяма и Юсуфа Баласагуни, служивших в X – XII вв. при дворах новых лидеров мира — тюркских султанов (газневидов (961-1186), сельджукидов (1037 — 1157), караханидов (840-1211).

Создатель «Академии шаха Мамуна» в Хорезме и советник султана Махмуда Газневи, ученый энциклопедических знаний — Аль-Бируни Абу-Райхан Мухаммад ибн Ахмад (4.09.973 (г. Кят, (сегодня г. Беруни близ Хивы), Хорезм) – 1048 (г. Газни)). Аль-Бируни в совершенстве владел санскритом, арабским, персидским, греческим, сирийским языками, и почти всеми науками своего времени. Аль-Бируни написал 150 научных трудов по философии, истории, этнографии, географии, филологии, математике, геодезии, минералогии, химии, фармакологии, геологии и др. Астрологии посвящены 63 книги («Индия» (по итогам 23 лет изучения индийской астрологии), «Книга инструкций по элементам искусства астрологии», «Канон Масуда по астрономии и звёздам» (1030), «Книга вразумления начаткам науки (искусства) о звёздах», «Книга ключей науки астрономии [о том], что происходит на поверхности сферы», трактаты об астролябии, «Доказательство небесного влияния на земные события» и др.). «Книга наставлений по основам искусства астрологии» была даже издана в его собрании сочинений в СССР .

Аль-Бируни фактический создатель современных символов цифр (т.н. «индийских» или «арабских»). Внес немалый вклад в сферическую тригонометрию и создание теории кубических уравнений, тригонометрических таблиц. Автор астрономических методов геодезических измерений. Аль-Бируни работал в обсерватории Ан-Насави в Рее (Иран). Её квадрант радиусом 7,5 м, выполнял их с точностью до 2′. Он установил угол наклона эклиптики к экватору, рассчитал радиус Земли исходя из её шарообразной формы, описал изменение окраски Луны при лунных затмениях и солнечную корону при солнечных затмениях. Результаты исследований отраженные им в «Каноне Масуда» оставались непревзойдёнными по точности в течение нескольких веков.

Сохранилось предание о написании им трактата «Наука о звёздах».
Однажды суровый султан Махмуд Газневи решил испытать его астрологическое искусство и попросил предсказать — в какую из четырёх дверей приёмного покоя он выйдет. Бируни написал ответ и на глазах султана положил его под ковёр. Увидев это, султан приказал прорубить пятую дверь и вышел в неё. Вернувшись и вынув листок из-под ковра, Махмуд прочёл: « Не выйдет ни в одну из этих четырёх дверей. Пробьют ещё одну дверь, и он через неё выйдет». Разгневанный султан приказал выбросить Бируни из окна. Так и сделали, но на уровне первого этажа был натянут тент, спасший ему жизнь. Когда Бируни вновь привели к султану, тот воскликнул: «Но этого путешествия ты ведь не предвидел?» «Предвидел» — ответил Бируни и в доказательство попросил принести собственный гороскоп. В предсказании на этот день стояло: «Меня выбросят с высокого места, однако, я невредимым достигну земли и встану здоровым». Разгневанный султан приказал заточить Бируни в крепость, в которой он за полгода и написал свой великий трактат.

Ученик и друг Аль-Бируни, гений медицинской астрологии и алхимии, философ, естествоиспытатель, математик и поэт Ибн Сина Абу `Али Хусейн ибн `Абдаллах (Авиценна) (3/15.8.980/981, (c. Афшана, близ Бухары) — 18.06.1037, (Хамадан, Иран). Вундеркинд из состоятельной семьи налогового чиновника, получил прекрасное домашнее образование, определившее жизненный выбор.
В 10 лет знал наизусть весь Коран, к 14 изучил математику, логику, музыку, мусульманское право, философию, астрологию, к 15 медицину. В 16 лет стал личным лекарем эмира Бухары Нух Ибн Мансура, и получил доступ в одну из лучших библиотек на Ближнем Востоке. Обладал даром предчувствия течения болезни и выбора лекарства. Всю жизнь учился и самосовершенствовался. Первый философский трактат «Исследования о душевных силах» был написан Ибн Синой, когда ему было 17 лет, а книга «Алмадзкмуль» («Собрание»), где излагаются мысли о риторике, поэтике и других науках, создана, когда ученому шел 21 год.

С 25 лет участник «Хорезмской академии» эмира Ургенча Али ибн Мамуна. Спасает город от чумы. Но ему приходится бежать через каракумскую пустыню, где он чудом не погиб в одиночку. Значительную часть жизни провел в бегах от настойчивых приглашений ко двору грозного султана Махмуда Газневи. Занимал должности придворного врача и визиря при различных правителях в Бухаре, Хорезме и Исфахане.
Автор более 480 научных работ на арабском и фарси во всех областях знаний (в т.ч. «Трактат о небесных знамениях», «Трактат о возражении астрологам»). Активно боролся против «базарной» астрологии и фатализма, как унижения божественной науки. В своём «Каноне врачебной науки» (вторая напечатанная в Европе книга после Библии, выдержала 30 изданий) уделил внимание астрологическому подходу к ритмике и лечению болезней, заложил основы астрологической диететики.

«Врачу причина кризиса ясна:
На ход болезни действует луна.
Луна свершает скоро путь небесный
И по орбите движется известной.
Несет луна беду иль благодать,
Мы чувствами не можем воспринять,
Но часть ее, которая видна,
Сияньем солнечным освещена.

От фаз луны и от ее движенья
Врачебные зависят назначенья.
Над человеком властвует природа,
Болезнь всегда имеет два исхода.
Звезда счастливо сходится с луной,
Продлятся жизнь, поднимется больной,
А если несчастливо сочетанье,
То неизбежно с жизнью расставанье».

«Плохо, когда сожалеть о содеянном станешь,
Прежде чем ты, одинокий, от мира устанешь.
Делай нынче то дело, что выполнить в силах,
Ибо завтра, возможно, ты больше не встанешь.

От праха черного и до небесных тел
Я тайны разгадал мудрейших слов и дел.
Коварства я избег, распутал все узлы,
Лишь узел смерти я распутать не сумел».

В честь Ибн Сины получила название наука врачевания — «медицина» — метод Сина (с арабск.), и назван самый высокий пик 7000м. На Памире.

Другой ученик Аль-Бируни персидский астролог и математик Ас-Сиджи Абу Саид Ахмад ибн Мухаммад ибн `Аб ал-Джалил (ок. 950, Сиджистан — ок. 1025, Хорасан), служил в Ширазе при буидском эмире `Адуд ад-Дауле (949 — 983), а также в Хорасане. Вёл астрономические наблюдения, был выдающимся конструктором астролябий, сделал существенный вклад в развитие геометрии. Ас-Сиджи был большим знатоком астрологической литературы, написанной астрологами предшествующих поколений. Его перу принадлежит ряд астрономических, математических а также большое количество астрологических трактатов: «Книга Заратуштры об изображениях градусов эклиптики», «Книга о пребывании планет в двенадцати знаках Зодиака», «Книга введения в науку приговоров звёзд» и др.

Еще одним великим ученым-энциклопедистом, продолжавшим традиции АША, стал астролог, математик, философ-суфий, врач, поэт, советник бухарского хакана Шамс ал-Мулка и великого сельджукского султана Джалал-ад-дина Малик-шаха, строитель и руководитель Исфаханской обсерватории — Омар Хайям Гийяс-ад-Ди́н Абу-ль-Фатх ибн-Эбрахи́м Нишапури́ (18.05.1048, Нишапур – 4.12.1131, Нишапур).
Создатель «Новруз-наме» и точных эфемерид — «Маликшахов зидж», включающих звёздный каталог 100 ярких звёзд, Омар Хайям разработал точный солнечно-лунного календарь (1079 г.) от Новруза, более удобный, чем позже изобретенный И. Мюллером «григорианский» (8 високосных лет на каждые 33 года), и до сих пор используемый в Иране. Хайямом были также предложены названия месяцев и дней по образцу зороастрийского календаря. Проводились исследования солярных циклов, затмений, астрометеорологии.
Его философию четко отражают его знаменитые четырехстишья — Рубаи:

Жизнь пронесется, как одно мгновенье,
Ее цени, в ней черпай наслажденье.
Как проведешь ее — так и пройдет.
Не забывай: она твое творенье.

Выдающимся тюркским последователем Аль-Фараби, Ибн Сины и Фирдоуси, астрологом Авестийской традиции, поэтом, ученым и визирем караханидского государства был Юсуф Хасс Хаджиб Баласагуни (1015\16, Баласагун (г. Токмак, Кыргызстан) – 1070, Кашгар (Уйгурия, Китай), автор поэмы «Кутадгу Билиг» («Благодатное знание», издана в СССР, как «Наука быть счастливым»). Целая глава в ней посвящена астрологии и духовным принципам Авесты.

О семи планетах и двенадцати знаках зодиака

Я, славя бога, начал строки эти:
Он сотворил всё сущее на свете.

По воле бога, от его щедрот —
Небесный и земной круговорот.

Предначертал творец пути вселенной,
Луне и Солнцу дал он свет нетленный.

Под звёздный кров он землю поместил,
Он день и ночь не равно осветил.

Иные звёзды в полуночном мраке
Горят, как направляющие знаки,

Одни, сияя, служат украшеньем,
Другие зло сулят расположеньем.

Те звёзды ярче месяца блистают,
Те еле светятся, те угасают.

Нет в вышине, что только днём лазурна,
Планеты отдаленнее Сатурна.

И в каждом зодиаке нам она
Два года восемь месяцев видна.

Юпитер ярок в ясную погоду,
Бывает в каждом доме он по году.

Мрачна планета Марс, чей грозный вид
Великой засухой земле грозит.

Сияет Солнце, и своим теплом
Ласкает ночью месяц, Землю — днём.

Когда Венера по утрам сияет,
Нам свет её удачу предвещает.

Нам говорит Меркурия сиянье
О скором исполнении желанья.

Но всех планет Луна видней и ниже,
И тем она полней, чем к Солнцу ближе.

Среди планет блестят в ночном дыму
Созвездья — парно и по одному.

Вдоль солнцепутья средь ночного мрака
Горят двенадцать знаков Зодиака.

В небесной мгле соседствует любовно
С созвездием Тельца созвездье Овна.

Созвездье Близнецов, созвездье Рака —
Соседственные знаки Зодиака.

А дальше — с головою голова —
Созвездье Девы и созвездье Льва.

Расположились в центре небосклона
Созвездия Весов и Скорпиона,

Созвездья Водолея, Козерога,
Стрельца и Рыбы — далее немного.

По три созвездья зимних и весенних,
По три созвездья летних и осенних.

Для воздуха, огня, воды, земли
По три созвездья светятся вдали.

Между иными звёздами всегда
Открытая иль тайная вражда.

Когда встречаются, несясь по кругу,
С враждой они бросаются друг к другу.

С небесной выси падает тогда
И гаснет побеждённая звезда.

А если им столкнуться не случилось,
Сменить готовы звёзды гнев на милость.

Блистает мир светил, небесных тел, —
Так им Творец судил и повелел.

***
Наш пусть известен — жизнь всего лишь сон,
Хоть и чудесен, но недолог он

Жизнь — это ценность, данная на срок.
Добро содеял — и добро извлек
Что ожидает нас: позор иль слава?
При жизни сделать выбор — наше право
Был прав мудрец, сказав нам в назиданье,
Что не бывает зла без наказанья.

(Сегодня именем Ю. Баласагына назван Национальный университет Кыргызстана).

XIII – XV вв. открыли новый этап развития астрологии Востока — период взлета Великой Монгольской империи, объединившей территории Великой степи, Китая, Кореи, Индокитая, Индонезии, Средней Азии, Ирана, Сирии, Малой Азии, Северной Индии и Восточной Европы. Аккумулировав колоссальные ресурсы всего евразийского континента, великие ханы строили города, караван-сараи, дороги, каналы. Были созданы благоприятные условия для развития экономики, науки и культуры, обмену идей и технологий.

В развитии астрологической науки это также выразилось в колоссальном обмене знаниями представителей различных школ Востока, Юга и Запада. Особую роль в этом сыграли имперские научные центры столиц улусов — Ханбалыка, Сарая, Самарканда, Мараги.
Начало этому было положено еще самим Чингисханом, сделавшим своим советником, а позже Канцлером империи астролога и гениального управленца Елюй Чуцая. Он хотя и был скорее представителем китайской астрологической традиции, глубоко интересовался опытом прославленных астрологов Средней Азии и Ирана. И сопровождая Потрясателя Вселенной в походах активно собирал и изучал их научные труды, а позже разыскивал и привлекал к работе талантливых ученых в созданном им имперском астрологическом центре в Каракоруме.

Говоря о роли авестийских астрологов в Монгольской империи, стоит упомянуть особый вклад Великого визиря монгольского Ирана и государственного советника Великого хана Хубилая — Ходжи Насреддина Абу́ Джафара Муха́ммада ибн Муха́ммада Ат-Туси. Именно его усилиями были спасены сокровища того самого «Дома Мудрости» во время штурма Багдада монголами (библиотека, ученые), организовано строительство сети обсерваторий и научных астрологических центров в разных частях империи (Марага, Дамаск, Самарканд, Сарай, Ханбалык, Тебриз, Булгар, Крым и др.). Также он оставил 150 научных трудов «Приговоров звезд», точнейшие эфемериды «Ильханские таблицы» (Зидж-и Ильхани)), календари, глобус звездного Неба и Земли.
В Иранском имперском астроцентре, содержавшемся за гос. счет, трудились 150 астрологов (Иран, Сирия, Центральная Азия, Египет, Марокко, Византия, Индия, Китай и др.). А в главном имперском астроцентре, в новой столице империи — Ханбалыке, работало свыше 500 астрологов со всей Евразии.

Ходжа Насреддин Ат-Туси энциклопедически образованный человек, математик, физик, алхимик, автор более 200 трудов на персидском, арабском и греческом языках по медицине и логике, праву и финансам, этике и истории, поэзии и музыке. Фактический создатель тригонометрии как науки, наряду с Пифагором, Евклидом, Ферма, Коши, Гауссом, Больями, Лобачевским. В своем трактате о происхождении жизни на Земле он предвосхитил труды Дарвина и Ламарка, Ломоносова и Лавуазье. Его труды по астрономии лежат в основе успеха Н. Коперника, Т. Браге, И. Кеплера, И. Мюллера (Региомонтан), И. Ньютона.

В 33 года Ходжа Насреддин Ат-Туси пишет фундаментальный трактат «Насирова этика». В основу своей этики он положил учение пророка Заратуштры, потомком которого, по некоторым сведениям, он являлся, а также труды древних философов Греции, Египта, Индии, Центральной Азии и богословов ислама. Этот трактат на всем Востоке до сих пор считается одним из лучших образцов художественной и философской литературы и переведен на многие языки.
В своем трактате Ходжа Насреддин поднимает проблемы бытия, закон сохранения энергии веществ, основы поведения человека, принцип свободы воли и личной ответственности, рассматривает философские аспекты человеческого характера, делится своим видением этических и общественно-политических норм, рассматривает проблемы добра и зла, ищет пути, ведущие к свету и счастью человечества в духе текстов Авесты.

Придерживался принципов Авесты он и на своем посту премьер-министра монгольского Ирана. Такие понятия учения Заратуштры, как святой дух, благая мысль, лучшая истина, святое благочестие, власть желанная, цельность и вечность, стали принципами его правления. А его забота о благополучии простого народа, в купе со знаниями мудреца отстаивавшего справедливость, сделала его прообразом легендарного суфия героя восточных притч.
Причем «Ходжа Насреддин» в притчах, также как и его реальный прототип — много странствовавший и много повидавший мудрец-суфий, прекрасно знающий богословие, законы, науки, неисправимый оптимист и борец за справедливость, который бывал и муллой, и судьей, и астрологом, и советником правителя.

За вклад в науку и принесенную пользу государству реальный Ходжа Насреддин получил звание «тархана» – дающего ему и всем его многочисленным потомкам освобождение от уплаты налогов. Что удивительно, этот указ Хулагу в отношении рода Ходжи Насреддина соблюдался всеми последующими правителями Ирана и после падения власти Чингисидов! А потомки Ат-Туси неизменно прославляли свой род на госслужбе, в науках и искусстве.
Ходжа Настреддин ат-Туси оставил много учеников – Ал-Орди, Абд ал-Карим ибн Тавус, Ал-Казвини, Махмуд Аш-Ширази, Шамс ад-Дин аль Бухари, Алламе Хилли, Джамаль-ад-Дин аль Бухари.
А его аргументы в защиту астрологии вполне могли бы стать ее девизом — «Если мы будем знать о событиях, происходящих в небе, на земле будет царить спокойствие».

«Последним паладином» Авестийской астрологии в монгольский период стал «ученый на троне», внук эмира Чагатайского улуса Тимура — Мухаммед Тарагай ибн Шахрух по прозвищу «Улугбек» (великий князь), (30(22).03.1394, (г. Султания, Иран) – 5.11.(27.10.) 1449 (г. Самарканд)).
В 1428 г. Улугбек построил вблизи Самарканда крупнейшую для того времени в мире обсерваторию, достойную преемницу разрушенной временем Марагианской обсерватории (1259 г.). Ее центральное круглое трехэтажное здание поражало своими размерами: высота — 30 м и диаметр — 46 м. Горизонтальный круг для определения азимута светил имел диаметр 8—10 м, а радиус вертикального секстанта (или квадранта), наполовину заглубленного в землю (траншея шириной 2 м), достигал 40 м. Секстант был ориентирован с юга на север точно по меридиану и позволял определять координаты Солнца, Луны и планет в моменты их прохождения через меридиан. Кроме этого циклопического сооружения в обсерватории были, естественно, более мелкие угломерные астрономические инструменты: армила, трикветр, различные приборы — солнечные и водяные часы, небесный и земной глобусы.

Наблюдения вели ученые, собранные со всех завоеванных земель западных улусов Великой Монгольской империи. В обсерватории Улугбека работали такие крупные астрономы, как Кази-заде ар-Руми, Али-Каши, Али-Кушчи. Улугбек тоже принимал самое активное участие в наблюдениях.
К 1437 году был составлен главный труд Улугбека — каталог звёздного неба — «Зиджи джедиди Гурагони» («Новые гургановы звездные таблицы»), в котором были описаны 1018 звёзд. Там же была определена длина звёздного года: 365 дней, 6 часов, 10 минут, 8 секунд (с погрешностью + 58 секунд). Звездный каталог, посвящался изложению основ теоретической и практической астрономии, различным системам летоисчисления у разных народов с таблицами переходов между ними, теории движения планет, включал тригонометрические таблицы, географические координаты 683 городов Европы и Азии, а также рассматривал различные вопросы Авестийской астрологии (в том числе о ректификации и прогнозировании по методу Заратуштры).

Особое место в своем труде великий астролог посвятил Омару Хайяму, которого чтил как большого ученого. В завершении книги шли звездный каталог и таблицы эфемерид движения Солнца, Луны и планет. Улугбек также написал книгу «Знаменитые астрономы, китайские, сирийско-греческие, арабские, персидские, хорезмские в изложении Улугбека». Разрабатывал темы ректификации и дирекций.
Как большинство средневековых ученых, Улугбек был энциклопедистом. Он занимался не только астрологией и математикой, но и философией, медициной, поэзией, музыкой, историей. Развивая историографическую традицию Рашид-ад-дина, он создал труд «История четырех улусов», где повествуется о 4 частях империи Чингисхана (Монголия и Китай, Центральная Азия, Золотая Орда и Персия). В 1449 г. под давлением отрекся от престола и был убит своим сыном Абд-ал-Латифом.

После смерти Улугбека государство Тимуридов погрузилось в хаос. Со временем обсерватория Улугбека также вскоре была разграблена и разрушена. Но его ученик Али-Кушчи спас «Звездную книгу» Улугбека, вывезя ее (и другие редкие манускрипты из его библиотеки) из угасающего Самарканда в набирающий новую силу Стамбул. Так древние знания Востока и точные расчеты обсерватории Улугбека, стали основой успеха «Великолепного века» османских султанов.
Другая часть книг и специалистов последнего имперского астроцентра Pax Mongolica достались Бабуру и стали гарантом успеха «Великих моголов» в Индии.

Конечно, в нашем небольшом очерке не охватить всех достойных имен, и всех аспектов истории АША. Более того, многие ее страницы еще ждут своих исследователей.
Тем не менее, окинув взором блистательное прошлое Авестийской астрологии, можно констатировать, что практически все, что мы имеем сегодня, это заслуга астрологов Востока средних веков – сохранение знаний предшествующих эпох, развитие таких разделов как календари, звезды, жребии, аспекты и их орбисы, транзиты, дирекции, хорар, электив, циклы дальних планет (взаимодействие Юпитера и Сатурна 20, 120, 960 лет, и мн. др.), мунданная астрология и астрогеография, медицинская, натальная, прогноз, астрометеорология, затмения, прецессия, глобусы Земли и Неба.

Именно открытия научных школ Ахеменидского, Парфянского и Сасанидского Ирана, Багдадского халифата, Сельджукского султаната, Великой Монгольской империи, повлияли на развитие астрологии в новое и новейшее время, как на Востоке, так и на Западе. Успехи европейских астрологов были бы не возможны без фундаментальных открытий ученых Востока. И 75% этих учёных были представителями народов Ирана и Средней Азии, продолжателями древних традиций Авестийской астрологии.
В 2009 г., как признание вклада учёных Востока в развитие всего мира, в ООН (Вена) был открыт памятник четырём великим авестийским астрологам — Аль-Бируни, Ибн-Сине, Ар-Рази и Омару Хайяму.
Что характерно, комплекс оформлен как Чахартаг (отсюда русское слово «Чертог»), древний авестийский храм огня.

Как мы с вами видели, традиции Авестийской астрологии бережно передавались на протяжении тысячелетий от Учителя к ученикам,
от времен Заратуштры и Джамаспы, до их последователей в средние века и новое время, сохранивших для нас эти древние мудрые знания.
Ну а на рубеже ХХ — ХХI вв. особая заслуга в возвращении имен и восстановлении славных традиций АША, безусловно принадлежит Павлу Павловичу Глоба, свыше 45 лет жизни посвятившего возрождению Авестийской астрологии в СССР, СНГ и во всем мире.
Именно им введены в современный научный оборот и адаптированы к современности древние методики великих Учителей прошлого, созданы многочисленные школы на всем постсоветском пространстве, написаны сотни книг, учебных пособий, сняты тысячи видеоматериалов, проведена глобальная работа в СМИ и обществе по ликвидации астрологической безграмотности и возвращению уважения к астрологии как науке.

Более того, Павлом Павловичем не только воссоздана крупнейшая на пространстве Евразии астрологическая школа, ставшая маяком на пути сотням тысяч человек, но и воспитана плеяда блестящих учеников, продолжающих великое дело просвещения, и помощи на пути саморазвития — «Пути благих мыслей, благих слов и благих дел», начатое на древней Уральской земле свыше 4000 лет назад пророком Заратуштрой.