Светлана Каменева, 2001 г.
В любой даже самой популярной книге по истории древних народов можно прочитать о том, что всем древним кочевым племенам Евразии, проживавшим от Монголии и Тибета на востоке до Нормандии на западе, были свойственны одинаковые традиции изобразительного творчества, которые получили название «зверинный стиль». Обычно к «зверинному стилю» относят предметы металлического художественного литья, основу сюжетов которого составляют образы животных и человека вместе с животными. Хотя на территории России предметы «зверинного стиля» встречаются довольно часто на Алтае, в Забайкалье, в бассейне Енисея, к северу от Каспия и Аральского моря, в скифо-сарматских могильниках южно-российских степей, но одна из зон наибольшей концентрации находок приходится на Урал. Это позволило выделить отдельное направление «Пермский зверинный стиль». «Пермский зверинный стиль» сложился на пермской земле в глубокой древности, самые древние из находок датируются I тыс. до н.э. Традиционно, эти предметы и фигурки, изготовленные в основном из бронзы и меди, связывают с культурой чуди.
Ни один из народов древности не вызывал столько сомнений в своем подлинном существовании как чудь. Большинство современных исследователей до сих пор со скептицизмом относятся к чуди, считая, что это просто общее название фино-угорских народов, проживавших на территории к северо-востоку от земли Новгородской до Уральских гор, и чудь как отдельная народность никогда не существовала. Возможно формированию такого негативного мнения послужило слишком широкое распространение сказов и легенд о чуди не только на Урале, но и на Алтае, а главное, так и не решенный до сих пор вопрос о том, куда же ушла чудь с приходом русских поселенцев в эти земли. Но ведь если взять любую русскую карту до XVI века, то взгляд невольно приковывается к обширным землям на севере с загадочным названием «чудь белоглазая». А огромное количество археологических находок предметов из бронзы, которые принято называть чудскими древностями, кем были сделаны они? Причем среди этих находок есть даже уникальная фигурка чудского рудокопа в полной экипировке. Не оставляет никакого сомнения, что все это создали реально жившие люди, имевшие высокий уровень развития цивилизации и уникальную культуру.
Однако, чем бесплодно гадать была чудь или нет, лучше ознакомиться с впечатлениями путешественников X-XIII веков, которые посетили эти земли. Одним из первых летописцев, посетивших Урал, был известный арабский путешественник XII века Ал-Гарнати Абу Хамид. Он описывает землю Прикамья как страну Вису, где «охотятся на бобров, горностаев и белок». День там летом длится 22 часа. В стране Вису живут краснощекие, голубоглазые, белокурые люди в льняных одеждах и меховых шкурах». Снорри Стоурлусон, собиратель скандинавских сказов и легенд, в одной из саг рассказывает о Фрейре, который побывал на родине шведов в Великой Свитьод (Великой Швеции) откуда заселялась современная Швеция (Малая Швеция). «Великая Свитьод» — это самая восточная часть Европы. Жители ее белы как снег и цветом волос и кожей, пока не состарятся. У них золотые глаза, и они видят ночью лучше, чем днем. Они поклоняются крылатому диску — богу Шивани и священным божествам — птицам. Здесь некое замешательство в ряды исследователей внесло имя бога Шивани, аналогичное имя и у одного из троицы урартских божеств: Халди, Тейшеба, Шивани. Исходя из этого, некоторые авторы помещают родину шведов в Урарту, но в этом случае где же восточный край Европы? На мысль о том, что Великой Свитьод шведов было Прикамье наталкивают и следующие обстоятельства. Когда специалисты по зороастризму просмотрели альбом «Чудские древности Рифея», их поразило обилие зороастрийского символа Ашо Фаруха (крылатого диска) в изображениях чудских птицевидных идолов, да и сами идолы в виде птиц встречаются в чудских находках гораздо чаще, чем идолы в виде медведей и лосей, животных более близких местных жителям. Другой удивительный аспект связи казалось бы не имеющих ничего общего в своих культурах народов как чудь и жители Ирана эпохи Сассанидов, ставит еще больше неразрешимых вопросов. На севере Пермской области обнаружено более шестидесяти кладов иранских, византийских и среднеазиатских предметов из серебра. Они свидетельствуют не только о древних торговых и культурных связях народов, разделенных огромным расстоянием. Археологами доказано, что иранские культовые серебряные блюда VI-VII веков использовались местным населением при совершении различных обрядов вплоть до XIX века. Представленное на снимке 1 иранское блюдо эпохи Сассанидов (VII век) было найдено в 1967 году в дер.Большая Аниковская на реке Вишера в Пермской области (прежде на этом месте было обнаружено еще семь иранских культовых блюд). Блюдо уникально рисунками, вырезанными на обеих сторонах рукой шамана в IX-X веках. Это звери, рыбы, птицы, солнце и шаманы в масках. Всего на небольшом участке севера Пермской области было найдено свыше 200 серебряных культовых иранских блюд VI-VII веков, такого большого скопления серебрянных иранских блюд не было обнаружено нигде в других частях России. До сих пор остается загадкой, зачем предметы определенной религиозной направленности, участвовавшие в зороастрийских культах, датируемые одним и тем же временем изготовления, ввозились в таких количествах в абсолютно чуждую по культуре и религии страну? Каких религиозных воззрений придерживалась чудь, что общего у нее было с зороастризмом? Почему именно эти блюда (а не византийские или булгарские кубки и чаши, которые тоже были из серебра да порой еще с позолотой) пользовались особым почетом у местных шаманов, что они использовали их в своих ритуалах и камланиях вплоть до XIX века? На все эти вопросы еще предстоит ответить.
Еще более поразителен факт, что иранские зороастрийские вещи пользовались особым спросом не только у чуди на Урале, но и в Северном Тибете. Юрий Николаевич Рерих в своей книге «По тропам Срединной Азии» описывает несколько предметов «зверинного стиля», найденных экспедицией генерала П.К.Козлова и средне-азиатской экспедицией академика Н.К.Рериха. Среди предметов, обнаруженных экспедицией Козлова в курганах гор Ноин-ула, была найдена металлическая пряжка с рельефом, изображающим стоячего быка с опущенной и повернутой влево головой. В качестве фона пряжки выступают два стилизованных дерева, скорее всего две сосны. На заднем плане сильно стилизованные горы, вероятно покрытые лесом. Ознакомившись с отчетом Козлова м-р Персиваль Йеттс заметил поразительное сходство найденной пряжки с одним из экспонатов коллекции чудских древностей Прикамья С.А.Теплоухова (замечательного краеведа и археолога, происходившего из рода служивых людей Строгановых). Орнамент пряжки был практически идентичен сассанидской серебряной пластине, найденной в верховьях Камы! Возможно и сама, найденная экспедицией Козлова пряжка была иранского происхождения, так что тягу к сассанидской культуре испытывали не только жители Урала, но и население Северного Тибета. Стоит отметить сходство орнаментов и композиций чудских предметов «зверинного стиля» с находками бронзовых предметов у хорпов Северного Тибета. Еще одна интересная деталь общности культур, что медные и бронзовые фигурки животных в «зверинном стиле» нашивались на кожанные сумки коновалов на Урале, также как на сумки для огнива и кремней в Тибете в качестве украшений вплоть до конца XIX века. А в отдельных районах Тибета эта традиция сохранилась и поныне. В своей книге «Древний Иран и Тибет» известный русский тибетолог Б.И.Кузнецов немного проливает свет на связь тибетской культуры с зороастризмом. Его выводы о том, что древнетибетская религия Бон имела в своей основе древнеиранскую мифологию с ее пантеоном богов, находят подтверждения и в предположениях Ю.Н.Рериха о проникновении в Тибет иранских племен в 206 г. до н.э — 220 г. н.э. Однако удивительно, что чисто торговые связи с иранцами могли бы так повлиять и надолго вкорениться в культуру тибетцев. Ну а каким образом связаны хорпы и чудь, что они имели одни и те же вкусы и пристрастия это пока совсем не ясно. К сожалению, у нас слишком мало информации и фотографий находок «зверинного стиля» в Тибете, но даже из двух десятков находок Козлова и Рерихов помимо вышеописанной пряжки имеются еще две практически идентичные уральским сумки для огнива и кремней.
Можно проследить связь и древнерусской культуры с иранской культурой эпохи Сассанидов. До сих пор нас поражают удивительные по красоте сассанидские вышивки и ткани, которые хранятся в Эрмитаже и Парижской национальной библиотеке. Однако, если внимательно приглядеться, то можно заметить, что очень многие элементы древнерусских тканей, такие как стилизованные львы или только их маски, грифоны, розетки, древо жизни, зеркальные композиции позаимствованы из сассанидских орнаментов. Некоторые из этих орнаментов можно встретить и в каменной резьбе русских храмов в Юрьев-Польском соборе и Дмитриевском соборе во Владимире. На русских шалях одним из любимых орнаментов был «персидский огурец». Ивановские ситцы и сатины наряду с исконно русскими узорами включали в себя элементы персидских узоров.
В заключение хотелось бы привести несколько историй о чуди, записанных во время этнографических летних экспедиций 1991-1995 годов на север Пермской области. Жители деревень до сих пор уверены, что чудь мирно сосуществует с ними, живя в пещерах и заброшенных шахтах и время от времени выходит к людям. Колоритный народный стиль повествования этих рассказов как будто погружает нас в старые времена и приоткрывает завесу тайны легендарной чуди.
История первая.
Чуды — народ в наших краях прихожий. Ростом всего в полтора аршина.Жили они в лесах, в землянках, крыши травой покрыты были. Говорили они на коми. Имели коров, лошадей. Праздники особые отмечали. Любили они очень барабанный звук. Когда крупные люди пришли, стали они с ними искать связь. Но крупные люди издевались над ними. Вот оставят чуды оглобли, крупные люди оглобли повернут, чуды и едут в ту сторону, откуда только что приехали. Поле у них было рядом. Могли бы себя с земли кормить. А они серпом пользоваться не умели. Один другому однажды голову серпом срезал. Что учудили, что случится — не думали. Стали они потом с крупным людом смешиваться. Мне это про них бабушка Ульяна рассказывала. Она у меня светлая была. А дед на якута похожий. Бабушка Ульяна умерла в 57-ом году. Перед смертью говорила: «Не умная наша цивилизация. Как чуды погибли, так и мы погибнем…»
История вторая.
Самый первый раз мне удалось чуда увидеть во время войны. Было это в марте 45-го года. Мне тогда пятнадцать стукнуло. В лесу я человек с детства свойский: мережил, вязал. Мало кто чужой в те годы у нас ходил, звери и те далеко жили. Пришел я тогда из лесу. Сижу.Дверь открывается, заходит человек бедный и с одной рукой. Не успел я заметить, как он уже на скамейке оказался. Прыгнул что-ли? Я перекрестился и брата Мишу заставил. Потом вижу: человек этот со скамейки слез. А как — я опять не углядел. Бабушка тут и говорит мне: «Возьми сани, Николай, помоги ему. Он за помощью пришел». Взял я сани, вышел и он за мной. А на улице мороз, аж кожу щиплет. Метров тридцать всего мы отошли от дома, как стал он исчезать. Вижу идет, а сам прозрачный, как тень светлая. Дорогу сквозь него вижу. А потом и совсем пропал, как не было. Постоял я, вокруг поглядел, да и вернулся в дом. Вот такое приключилось. Зачем он приходил — не знаю. Может, предупредить о чем-то хотел, да раздумал. Но было нам такое видение.
История третья.
В Ваганове, недалеко от нас, такой еще случай был. Это я уже не сам видел, а от других слышал. Ходил такой же чуд к женщине. Называл ее своей гляной. Долго ходил, ей уже в те времена под восемьдесят было. А потом пришел день ее смерти. Он все ходил по деревне и говорил: «Зачем меня с ней разъединили? Ведь я ее любил, гляну мою…» Как уж они жили, не скажу, не знаю. Люди всякое про них говорили — и плохое и хорошее. И ссорились, он ее даже душил. Но она молилась и прожила немало годков.
А еще про мальчонку Санина, которого чуды к себе брали. Ему лет пять было всего. Пропал он в Рождество. Искали, искали, потом решили — сгинул. Уже месяц прошел — нет мальчика. И вдруг видят — он сидит у дома, ножками болтает.Дядя как схватит его, силой под тулуп затолкал и в дом, чтоб не унесли снова. Отпустили, значит, они его. А может показать только хотели,что живой он, чтоб родные не убивались.
Путь в Беловодье старообрядцев Урала.
В ста километрах к северу от Перми в живописном природном уголке расположен поселок Ильинский. Этот небольшой по сегодняшним меркам поселок может похвастаться более чем 300 летней историей. В 1702 году Г.Д.Строганову были пожалованы земли по рекам Обве, Иньве, Косьве. Однако к этому времени на данных землях уже сложились два крупных старообрядческих центра. Первые сведения о появлении старообрядцев на землях вдоль течения Обвы относятся к 1684 году, когда соликамский подъячий доносил воеводе, что «в обвинском поречье завелись раскольники, человек с пятьдесят и в 15 верстах от Ильинского погоста живут в пустых местах скитниками». К 1786 году старообрядцев в обвинских селениях стало так много, что они посмели через своих депутатов обратиться к самому графу А.С. Строганову с просьбой «записаться к ним в старообрядцы. Это прошение подписало 2568 человек. Рост численности и влияния старообрядцев продолжался. По признанию вотчинной администрации «раскол умножился в сильной степени между 1800 и 1820 годами». К этому времени старообрядцы составили значительную часть населения большинства местных сел.
Известно, что легенды о стране Беловодье и поисках ее зародились именно в старообрядческой среде. Но оказывается, что у старообрядцев помимо легенд была конкретная книга с картами, подробно описывающая путь в эту благословенную землю. Называлась эта книга «Путешественник» и была она очень распространенной среди старообрядцев Обвы в 1840-1850 годах. В легендарной стране Беловодье по представлениям старообрядцев сохранилось древлеправославное благочестие в первозданном виде: с благоверным государем и святейшим патриархом во главе. Предполагалось, что Беловодье находится на Востоке, по одним версиям «Путешественника» в горах Тибета, по другим — в Опоньском (Японском) царстве. В 1844 году у одного из крестьян Челвинской волости, бежавшего из имения на поиски Беловодья и пойманного уже за Пермью, был найден рукописный «Путешественник». Как писал Федор Волегов: «Главное содержание оного заключается в описании пути через Сибирь и Китайские владения до Тибета, где находится будто бы много древних христианских церквей, есть патриарх Антиохийского поставления, также митрополит и епископы российские, удалившиеся Ледовитым морем на кораблях из Соловецкой обители во время гонений на раскольников». В «Путешественнике» утверждалось, что в Беловодье «православным житье привольное», и у жителей той далекой страны «злата и серебра не есть числа, дорогого бисера и камения драгоценного весьма много». Сколько строгановских крестьян с мечтою о счастье и справедливости отправлялись на поиски легендарной страны, сейчас установить уже невозможно. Расследование, проведенное строгановской администрацией, показало, что все сбежавшие (а их по имеющимся архивным данным около 20 человек) были старообрядцами. Интересно отметить, что это были в основном молодые мужчины в возрасте от 23 до 39 лет. Они заранее и весьма тщательно готовились к побегу, имели при себе наличные деньги, вырученные накануне от продажи лошадей и сена. Администрация пришла к выводу, что беглецы отправились «для отыскания привольных для себя мест», а Волегов напрямую связывал этот побег с распространением среди крестьян «Путешественника».
Узнав о существовании «Путешественника» в поселке Ильинском, нам захотелось узнать сохранился ли где-нибудь оригинал этой книги. Работники музея посоветовали обратиться в фонд Строгановых РГАДА (Российского государственного архива древних актов) в Москву. Запрос туда мы пока так и не отправили. Мы будем признательны, если кто-нибудь подключится к нашему поиску следов «Путешественника».