В горах Южного Урала, богатых рудой, драгоценными и полудрагоценными камнями, среди лесов и озер лежит город Златоуст. Еще в XVIII веке здесь построили один из первых на Урале чугунолитейных заводов. А в 1816-1817 годах на базе его была основана Оружейная фабрика, которая стала производить клинки, сабли, палаши, шпаги и другое оружие. Тогда и зародилась златоустовская гравюра на стали.
Искусство Златоуста впитало богатейшие традиции русских и западно-европейских оружейников XVII-XVIII веков, однако скоро уральские граверы создали свой самобытный стиль декорирования оружия. Первоначально рисунки на клинках, как на изделиях немецких мастеров, состояли из нескольких традиционных композиций, не связанных между собой. Со временем появляются развернутые тематические сюжеты: реальные фигуры воинов, прославивших родину в Отечественной войне 1812 года, массовые батальные и производственные сцены, охотничьи мотивы, уральские пейзажи.
Мастера Златоуста знали секреты гравировки, глубокого травления, воронения (синения), золочения, таушировки и резьбы по металлу. Выделение такими способами деталей рисунка создавало четкие контуры изображения с мягкими световыми переходами. Сочетание золотого орнамента и холодного вороненого фона, едва земетного рельефа и сверкающей полированной поверхности, изящного росчерка и звучного цветового пятна придавало изделию особую нарядность. Эфесы сабель и шпаг подчас представляли шедевры мелкой пластики. Распространенные их формы — головки львов, драконов, медуз, орлов. Уникальные образцы такого оружия оставили нам замечательные мастера-граверы Иван Бушуев, Иван Бояршинов и другие.
Летящий на крыльях конь — любимая деталь многих гравюр Ивана Бушуева. Отсюда и прозвище мастера — Иван Крылатко. Так назван и сказ П.Бажова об уральском умельце.
Большой вклад в развитие златоустовской гравюры внес горный начальник златоустовских заводов и директор Оружейной фабрики, выдающийся русский ученый и изобретатель П.П.Аносов. Он стремился познакомить мастеров с лучшими произведениями мирового искусства. Ему обязана фабрика внедрением в 1940-х годах гальванического золочения, что облегчало этот тяжелый и труд опасный для здоровья труд.
Златоустовское оружие завоевало известность не только в России, но и далеко за ее пределами. Журнал «Отечественные записки» писал в 1825 году: «Оружейная фабрика — главнейшая достопримечательность Златоуста, предмет, достойный обратить внимание всей просвещенной Европы».