Меню Содержимое
Монголосфера

Олег Лушников, 1995 г.

Монгольская империя издавна волновала умы, как серьёзных ученых, так и простых  обывателей. Однако, когда затрагивают монгольскую проблему, обычно касаются лишь разрушений во время военных компаний, стратегии и тактики монгольских войск и хода самих  войн. Но мало кто пытается заглянуть далее этого. Так или иначе, но внутренняя жизнь Великой Монгольской империи до сих пор остаётся малоизвестной. В связи  с этим, хотелось бы пролить хоть немного света на замалчиваемую многими проблему. 

Имеющиеся источники по интересующему нас периоду можно разделить на пять групп. Из арабо-персидских, богатых фактическим  материалом, выделяются произведения Джузджани  (написавшего свой труд в Индии в 1260 г. и наиболее полно описавшего события, происходившие в Хорсане, Афганистане и Мавераннахре), Джувейни [см.  4] (описавшего в 1260 году всю историю монголов до покорения Хулагу-ханом  Багдада, причем особая ценность его труда в том, что он лично побывал в Монголии, Уйгурии, Средней Азии и был очевидцем многих событий, а так же пользовался многими материалами, недоступными впоследствии другим историкам), Рашид-ад–дина [см. 12] ( его знаменитая  энциклопедия «Сборник летописей», включавший, кстати , в себя и многие части из Джувейни, писался при помощи шести монгольских ученых, содержит множество устных преданий монголов, нигде больше не приводимых, и охватывает помимо всего дополнительного материала период монгольской истории до Газан–хана, включительно)  и, наконец, работа Абдаллаха Вассафа, продолжившего  труд Джувейни и придерживавшегося его  пышного стиля. Несмотря на то, что автор писал свой труд параллельно с Рашид–ад–дином и при  том же дворе хулагуидов, эти сочинения довольно сильно  разнятся. Вассаф, начав повествование со смерти  Мункэ, довёл свою пятитомную. «Книгу разделения  областей и происхождения времен» до 1319 г.

Монгольские источники, это прежде всего, «Тайная история» [см.  6] 1240 года, написанная оппозицией  найонов-гвардейцев, параллельно с официальной, ныне утраченной «Алтан дебтер», затрагивающей ситуацию в Великой  Монгольской  империи  до смерти Угэдэя. Вторым по значимости источником является  «Чаган Тэуке» (Белая история), написанная в  80-х  годах ХIII века и дошедшая до нас в списках ХIV века. В ней освещается история Монголии и приводятся биографии монгольских ханов  до Хубилая включительно. И наконец, «Установления династии Юань», сохранившейся в китайском переводе («Юань дяньчжан»),труд монгольских ученых ХIII века. Несмотря на то, что в ХIII–ХIV веках было написано очень много монгольских исторических сочинений, до нас  дошли лишь уцелевшие в редких  случаях книги. Монгольская литература неоднократно подвергалась уничтожению. При свержении Юань, да и в последующие годы и столетия, китайцы проводили политику культурного геноцида в отношении монголов. Клич  «Убивай татар и жги книги на татарском языке !»  был популярен среди китайцев вплоть до середины  Х1Х века. Огромное количество трудов сгорело в  императорских библиотеках при пожарах в Ханбалгасуне и Каракоруме. Кроме того, монголоязычная  литература  продолжала изыматься у населения и уничтожаться при Мин и Цин.  Последнее большое сожжение монгольского наследия было проведено  китайцами в 1849 году. Читать далее.

 
Рассказать друзьям:
  • Опубликовать в своем блоге livejournal.com
  • Добавить в свой блог на ЛиРу (Liveinternet)
  • Поделиться ВКонтакте
  • Поделиться ссылкой в FaceBook
  • Добавить в Мой Мир
  • Поделиться ссылкой на Я.ру
  • Добавить в Google Buzz
  • Добавить в Пикабу
  • Добавить в Twitter
astrogloba-ural.ru
« Пред.   След. »